История школы

Здание Мокинской школы
Первый исторический документ о Мокинской школе-грамоты за 1982/3 учебный год
Основные ДАТЫ:
1882 год – школа – грамотности
1892 год – церковно – приходская школа
1911 год – двухклассное училище
1917 год – начальная школа
1940 год – семилетняя школа
1962 год – восьмилетняя школа
1985 год – средняя общеобразовательная школа
Впервые школа возникла как «школа – грамотности» в 1882. Организатором школы был староста Мокинской волости, Григорий Андреевич Черемных. Основал школу в своем доме – в зимовке (часть дома, где люди жили зимой, состояла из двух окон и двери). В 1892 году школа реорганизована в церковно-приходскую (контроль церкви над обучением и воспитанием, инспектировал школу священник, преподавался закон – божий). Согласно ведомости проверки Мокинской школы от 1892 – 1893, в школе обучалось 35 человек – 30 мальчиков и 5 девочек. Заведующим был священник – Михаил Пономарев. Школа была двухкомплектная, т.е. работало два учителя – Калашникова и Ягупова. Обучение велось по учебникам, высылаемым от училищного Совета, за плату по 7 рублей в месяц, из средств местной церкви. Осенью обучение начиналось с 20 сентября, весной заканчивалось 9 мая. Приходский священник посещал школу двенадцать раз в год: 1раз в сентябре, 1 раз в октябре, 2 раза в ноябре, 1 раз в декабре, 2 раза в январе, 1 раз в феврале, 2 раза в марте, 1 раз в апреле, 1 раз в мае. Успехи учеников в знании и понимании грамотности, молитв, главных событий священной истории, символа веры и заповедей – удовлетворительны. В 1911 году параллельно с церковно-приходской школой открывается двухклассное училище. Основателем и преподавателем был Солодников Илья Кондратьевич. Теперь мокинские ребята могли получить образование за пять классов. Такая система – церковно-приходская школа и двухклассное училище – просуществовала до революции. После 1917 года произошло объединение в единую школу – школу первой ступени (современная начальная школа) – 4 класса, но школа все еще двухкомплектная: один учитель работал на первом и втором классе, второй – на третьем и четвертом классе). В 1940 году была образована семилетняя школа (сразу в полном составе, единственная школа в нашем районе). Батуровская, Постаноговская, Чекменевская и другие начинали с начальной школы развиваться постепенно (первый год – пятый класс, второй – шестой класс, третий – седьмой класс). А у нас сразу – и пятые, и шестые, и седьмые классы. Все это время у школы не было своего собственного здания, она очень много «путешествовала», зажиточные крестьяне отдавали дома в аренду. Но школа боролась за свое существование изо всех сил. Несмотря на то, что деньги сверху не спускались, силами жителей села в 1957 уже полностью запущена новая школа. Теперь у школы появился свой дом – деревянное здание с печным отоплением. В 1962 году при школе построен интернат (в честь этого силами учителей и учащихся был посажен яблоневый сад), в котором проживали дети, поступившие в 5 класс из шести начальных школ близлежащих деревень: Средне – Талицкой, Кошелевской, Верхнее – Северной, Числовской, Паловской, Сюзьвинской. Число воспитанников интерната от 76 до 93 человек. А работали в интернате всего ночная няня и техничка. Классы на параллели не делились из–за скудности бюджета. Занятия проводились в две смены. Уроки физкультуры проводились в коридоре. Дети ходили в школу за 7 – 8 километров. Утром первая смена идет в темноте, вечером – вторая. Зимой – опасность обморожения, встречи с дикими животными, весной – разлив рек, осенью – грязь. Успеваемость учащихся – 64%. Учительские кадры слабые. С высшим образованием – один директор. Учебная база почти нулевая: несколько приборов по физике да карт по географии. Проблемы с кадрами разрешались очень трудно. Приходилось упрашивать руководство ПГПИ направлять студентов на временное преподавание. Наиболее способных учеников направляли на учебу в ВУЗ и педагогические училища. Создание квартир и обучение своих выпускников с годами позволило создать полноценный учительский коллектив и поднять уровень образования и воспитания учащихся. К шестидесятым годам школа достигла 100% успеваемости учащихся и вышла в лидеры социального соревнования школ района. Основные направления работы в школе: профессиональная ориентация, трудовое и Военно – патриотическое воспитание. Пример по 1959 – 1960 учебному году. Для колхоза выращено 156 телят с высшим по району суточным привесом, на реке Березовка выращено 2 тысячи уток. На цыплятнике школы – 7,5 тысяч цыплят, вручную убран картофель в совхозе с площади 15 га. Была в школьном хозяйстве и своя пасека. На пришкольном участке выращены картофель и другие овощи для интерната на весь год. Собрано 14 тонн м/лома , более 10 тонн макулатуры, 2 тонны птичьего помета, более 2,5 тонн золы в качестве удобрения. Было в школе и свое тимуровское движение: учащиеся вели шефство над ветеранами. Своими силами на пришкольном участке была построена экспериментальная площадка, на которой учащиеся ставили различные географические и биологические эксперименты, спортивная площадка, учебная мастерская. В 1962 году в двух школах района открыли восьмые классы (школа №2 города Нытвы и Мокинская). Основанием такого шага были достаточно высокие для того времени результаты обучения. И только через год все остальные школы стали восьмилетними. В 1965 году село посетила делегация китайцев. Это был дружеский визит. Гордостью школы были прекрасно оборудованные кабинеты физики, естествознания, математики, русского языка и литературы, иностранного языка и истории, труда для начальных классов. Кабинет физики послужил образцом для создания показательного кабинета в институте. Так же он стал базовым для проведения педагогической практики студентов физико-математического факультета ППИ. В 1985 году школа получила статус общеобразовательной и перешла на девятилетнее образование. Шло время… В стране происходили изменения. Изменялось и образование. Школа перешла на уровень 11 классов. И на этом уровне держится в настоящее время.
|